Премия Рунета-2020
Пермь
+9°
Boom metrics
Звезды19 мая 2009 10:00

Наталья Солженицына: «Пермь – несомненный флагман в самоспасительной флотилии российских провинциальных городов»

В Перми проходит девятидневный фестиваль «Дягилевские сезоны» [видео]
Источник:kp.ru

В пятницу состоялось открытие уже традиционного для города IVфестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». Но в этот раз, несмотря на мировой экономический кризис, организаторам удалось предоставить такую вкусную программу, что веришь - настоящему искусству не страшны финансовые проблемы. Доказательством этому может служить хотя бы то, что в Пермь приехала труппа Большого академического театра.

- Я поспрашивал в музее нашего театра – официальных гастролей Большого в Перми не было никогда! - заявил заместитель гендиректора Большого академического театра Антон Гетьман.

Танцоры из большого представили два одноактных балета. «Русские сезоны» в постановке Алексея Ратманского на музыку Леонида Десятникова. Для показа этого балета в Пермь прибыл струнный оркестр солистов Большого, а также Виктория Евтодьева – сопрано из Санкт-Петербурга. Музыка «Русских сезонов» пропитана русскими мотивами и оформлена народными плачами. Не смотря на то, что балет впервые был поставлен в Нью-Йорке, он рассказывает о переживаниях русской души на протяжении года. При этом русские народные мотивы очень грамотно сочетаются с современной хореографией и «западными» костюмами танцоров.

Второй балет Большого - «В комнате на верху» официально исполняется под фонограмму.

- Дело в том, что Гласс написал такую музыку, которую живой человек играть не может. Хотя я скажу честно, что мы пытались это сделать. Нам прислали ноты и наши музыканты с огромным рвением пытались это сделать, но выяснилось, что это технически не возможно. Поэтому приходится танцевать под фонограмму, - пояснил Гетьман.

Это очень динамичный балет, где сплетаются разные жанры танца (часть танцует в пуантах, а часть в джазовках), но при этом сохраняется гармония, кажется, неисчерпаемой энергии и света. Движения танцоров становятся резче, а одежда из черно-белый «пижам» постепенно превращается в ярко-красную. И к концу представления зритель находится под гипнозом танца труппы большого и музыки Филиппа Гласса.

Кроме спектаклей Большого зрителям на Открытии показали «реанимированную» Галиной Рахмановой (Мариинский театр) версию «Половецких плясок» хореографии Михаила Фокина из оперы «Князь Игорь». Причем восстановили не только саму пластику, но и костюмы, в которых танцевала Дягилевская труппа в начале XX века.

Кстати, гость фестиваля, знаменитый итальянский танцор Тони Канделоро привез часть своей коллекции, которая тоже способна реанимировать прошлое. До 8 июня в Выставочном зале можно будет увидеть редкие фотографии Дягилева и его труппы. Посмотреть на оформленные самим Пикассо афиши Русских сезонов. Увидеть личные вещи знаменитых деятелей прошлого. О некоторых из них поведал Тони Канделоро:

- Представлено личное платье Анны Павловой. Всего в коллекции три платья из Буэнос-Айроса (балерина много танцевала в Аргентине). Это передано Марией Гала, которая была в труппе Павловой. Это интимное, личное платье. Так же впервые выставлены шесть фотографий, где Павлова без макияжа и одета в нижнее белье. Конечно, она не думала, что их будут демонстрировать широкой публике.

В рамках фестиваля открылось еще две выставки в Художественной галерее: о жизни Петра Субботина-Пермяка «Кудымкор - локомотив будущего» и экспозиция работ одного из самых известных и дорогих художников современности Георга Базелица.

Главным событием второго дня фестиваля, стала мировая премьера оперы «Один день Ивана Денисовича». Музыку и либретто для нее написал Александр Чайковский:

- Был использован текст Солженицына и одна народная мелодия из церковного сборника. А так же нам пришла идея озвучить лагерный словарь приведенный в конце книги.

Естественно заинтересовал вопрос, почему было взято это произведение. На него ответил художественный руководитель Пермского театра Оперы и Балета Георгий Исаакян:

- Есть два соображения. Одно, что двадцать лет назад это было бы пошлостью, в то время об этом говорили и писали во всех газетах и журналах желтых, розовых, каких угодно. И шла продажа темы. А сейчас оно схлынуло вообще. Об этом перестали говорить. В момент молчания и можно спокойно рассуждать об очень болезненной теме. А второе – то, что в драме не возможно говорить на эту тему правдиво. Изменяется человеческая интонация – в 2009 году сытые благополучные актеры патетически восклицающие с пафосом. И он не работает. А в опере изначально не притворяется жизнь – это искусство, оно абстрактно, оно максимально дистанцированно. Опера за счет метафоричности может говорить об ужасных вещах.

Кстати, Исаакян получил личное согласие Александра Солженицына на постановку оперной версии «Одного дня». Вот отрывок из ответного письма Александра Исаевича: «Дорогой Георгий… (Простите, не знаю вашего отчества). Ваше письмо было для меня большой неожиданностью. Вообще, при обсуждении вопросов, связанных с переходами, сменами жанров, я бываю консервативен и весьма не уступчив. Но Ваше глубоко продуманное письмо, полное живых душевных движений, задало мне задачу, к которой я был не готов. Ваши доводы, при опоре на Ваш режиссерский опыт и на репутацию вашего театра, обезоруживают меня от возражений, которыми я вероятно ответил бы в ином случае».

К тому же, на премьеру приехала вдова писателя Наталья Дмитриевна. Вот ее мнение о фестивале:

- Когда мы вернулись на родину и он (Александр Солженицын – прим.авт) объехал три десятка губерний, он пришел в отчаянье от состояния школ, библиотек. И он тогда писал и говорил, что культура жива за счет поразительной самоотверженности отдельных лиц и таланту молодежи. Сумеем ли мы уберечь от порчи удивительную духовную творческую жизнь, которая и есть культура? Ваш фестиваль и ваш город способны утешить и успокоить эту сердечную тревогу. Но не смогут ее погасить. В борьбе за культуру ваш город – несомненный флагман в самоспасительной флотилии российских провинциальных городов.

Так же Надежда Дмитриевна поделилась впечатлением от постановки «Одного дня Ивана Денисовича»:

- Это какой-то совокупный получился памятник. Это совсем новое произведение, но очень сильное. Это выше, чем я ожидала. Родилась очень сильная вещь. Ее не легко смотреть, хорошо, что дали титры. И конец, конечно потрясающий!

У зрителя постановка по началу вызывала противоречивые чувства. Очень сложно по началу воспринимать фразы типа: «Ничего, падлы, делать не умеют и не хотят.

Дерьмом бы их кормить» пропеваемые баритоном. Но постепенно адаптация слуха прошла, и тогда стало тяжело бороться с ужасом, который вызывал звучащий со сцены текст. Особенно переполнили зал скорбью за ошибки прошлого финальные слова главного героя «Почти счастливый день».

Кстати, губернатор Пермского края Олег Чиркунов устроил в честь премьеры «губернаторский прием», а потому зал был на половину забит чиновниками разных мастей. Кроме того, Марат Гельман зазвал на «Один день Ивана Денисовича» прибывающего с деловым визитом в Перми Артемия Лебедева.

Музей современного искусства PERMM представляет в рамках фестиваля внеформатную программу. Это и перфомансы «Синих носов», и «таперский» концерт Псоя Короленко, вживую начитывающего саундтрек к фильму 1929 года «Третья мещанская». Этот фильм, снятый Абрамом Ромом, рассказывает о любви втроем и о провалившейся попытке разрушить каноны семейного уклада. Благодаря Псою, сюжет фильма перекликается с реальными судьбами Николая и Людмилы Шелгуновых, Николая Чернышевского, Владимира Маяковского, Лили и Осипа Бриков (кстати, считается, что режиссер фильма, как раз и экранизировал жизнь последней троицы).

Третий день завершали два одноактных балета «Медея» и «Ринг». Обе постановки поражают своей эмоциональностью и необычностью. Первая, на музыку Мориса Равеля поставленная Юрием Посоховым (Сан-Франциско) показывает нам миф о «Медее» с другой стороны. Хореограф оправдывает детоубийство безумной любовью отвергнутой женщины.

А «Ринг» Алексея Мирошниченко – экспериментальный балет на музыку Питерской клубной команды 2H Company, смешивающей в своем творчестве андеграундный хип-хоп и пост IDM. В балете показан непрерывный бой – между амбициями танцоров и постановщика.