Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество1 июня 2010 10:44

Андрей Вознесенский до последнего дня писал жене стихи о любви

Поэт скончался у себя дома. В начале года он перенес второй инсульт [ редкие фото из архива + видео]

Во вторник, 1 июня, не стало легендарного российского поэта Андрея Вознесенского. Он скончался на 78-м году жизни, у себя дома , на руках любимой жены Зои Богуславской.

В связи с кончиной великого поэта президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин выразили свои глубокие соболезнования родным и близким Андрея Вознесенского.

С Зоей Богуславской Андрей Андреевич прожил почти полвека вместе.

- Две половинки одного целого,-говорили об этой паре друзья.

- Зоя так любит Андрея, что вместе с ним дружит со всеми его предыдущими женами! - завидовали поэту коллеги.

Андрея Вознесенского похоронят в пятницу на Новодевичьем кладбище

Поэт будет похоронен в пятницу, 4 июня, на Новодевичьем кладбище столицы. "В 10.00 в пятницу в Центральном доме литераторов начнется прощание с Вознесенским, в 12.00 там же состоится гражданская панихида. После этого состоятся похороны на Новодевичьем кладбище", - сказал пресс-секретарь Союза писателей Москвы Александр Герасимов.

....В начале мая Андрей Андреевич с супругой Зоей Богуславской вернулись из Германии, где поэту была сделана операция по устранению атеросклеротических повреждений артерий и предотвращению повторного инсульта (о другой версии родственника поэта - от какого недуга на самом деле страдал Вознесенский - читайте здесь).

- Андрюша заболел еще в апреле, попал в больницу с инсультом, - рассказала нам в телефонном разговоре супруга поэта Зоя Богуславская.

- Андрея выписали перед днем рождения - 12 мая ему исполнилось 77 лет. А потом ему опять стало плохо, врачи настаивали на операции.

Я уже сама так перенервничала за мужа, что боялась, что попаду в больницу с больным сердцем, а за Андреем некому ухаживать будет. Он очень плох, силы покинули его...

Этот разговор с Зоей Богуславской у нас состоялся неделю назад. Зоя Борисовна из последних сил боролась за Андрея Андреевича, а сейчас, как говорят друзья Вознесенского, и сама слегла от горя.

Легендарный поэт из славной когорты 60-х годов умудрился не только завоевать уважение русской интеллигенции, но и всего народа, написав главные хиты Алле Пугачевой. Песни Примадонны на стихи Вознесенского - "Песня на бис" и "Миллион алых роз" пела вся страна.

Алла Пугачева до последних дней считала Андрея Андреевича своим учителем и другом, не пропускала ни одного дня рождения Вознесенского.

Пережив несколько лет назад инсульт, Андрей Андреевич в последние годы практически не говорил, но всегда оживал при встрече с друзьями на очередном юбилее.

- Россия потеряла большого поэта, великого мастера слова.В 60-е годы Вознесенский и его соратники очень много сделали для демократизации нашего общества,- сказал в разговоре с "КП" Илья Резник.

Илья Резник посвятил Андрею Вознесенскому эти строки:

Как хороши, как свежи были розы, подаренные в день рожденья Озы.

До сей поры вдыхают роз тех запах Восток раздольный и крамольный Запад. Пора была - и снова радость миру. Пора была - превознесла кумира. А как греховные очистил души нектар духовный треугольный руша.

Ты восходил, взошел, стал Вознесенский! Поводырем поэзии вселенской

И сам Гомер сказал Андрею: «Здрасьте, витражных дел неутомимый мастер». Ты далеко, ты в неоглядной выси, кузнец и жрец, певец и песнописец.

С тобой и Лира в звонкострунном ранге, как за спиною загорелый ангел. К тебе идут, поэт преодоленья, тебе несут свое благодаренье. Так не остынь, пускай кипит, как лава, Твоя душа, твоя стиходержава.

Алла Пугачева: "В моей душе никогда не увянут миллионы роз Вознесенского!"

Алле Борисовне Пугачевой легендарный Вознесенский написал ее два лучших хита - "Миллион алых роз" и "Песню на бис".

Алла Борисовна до плследних дней Андрея Андреевича общалась с великим поэтом, поддерживала его в трудные минуты, не пропускала ни одного юбилея Вознесенского.

- В моей душе никогда, никогда не увянут миллионы роз, которые он мне подарил, его стихи, - сказала программе "Вести" Алла Пугачева. - Я скорблю и думаю, скорбят многие миллионы людей, его поклонников.

Композитор Алексей Рыбников: «Я никогда не слышал от него плохого слова про других поэтов или режиссеров, никогда не видел его раздраженным или злым» : - Наше сотрудничество началось задолго до «Юноны и Авось». Я работал в Театре на Таганке - заведующим музыкальной частью, и мы ставили его спектакль «Антимиры». Мы тогда были слишком разные и толком не познакомились. Я - простой студент, а он - уже великий поэт. Я преклонялся перед его творчеством.

А потом так получилось, что Марк Захаров предложил нам написать произведение в жанре, подобном «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Так началась рождаться «Юнона и Авось» - очень непросто, долго, мучительно - потому что стихи Вознесенского настолько емкие, острые, настолько у него неожиданные образы, что петь это было очень сложно. И которые он не писал специально для песен - такие хиты, как «Миллион алых роз» - блестящие хиты были написаны с Раймондом Паулусом. А просто музыку на стихи было написать безумно сложно. И когда это вдруг начало получаться - я помню что у нас с Андреем было ощущение, что родилось новое качество сочетания музыки и поэзии. Хотя он никогда громко не высказывал своих восторгов или разочарований.

Я никогда не слышал от него плохого слова про других поэтов или режиссеров, никогда не видел его раздраженным или злым. Это очень странно - жизнь заставляет нас болезненно реагировать на то, что происходит с нами. Я помню, что это все он держал внутри себя, и те удары, которые на него сыпались со всех сторон - он держал в себе, и потом выплескивал на стадионах когда читал свои стихи. И наверное это был один из самых счастливых периодов моей жизни. Конечно, если моя музыка оказалась бы ему не близка - он бы не стал ничего делать и просто отошел в сторону. Если ему что-то не нравилось, он просто уходил в сторону - молча, тихо исчезал. И то, что мы продолжали работать, было замечательно. И дальше у спектакля была своя судьба, которая стала и нашей. Для этого спектакля открылись многие площадки в мире, и мир узнал о том, что с России такое создается. «Юнона» была настоящей революцией.

- А как отбирали актеров для спектакля?

- Никакого отбора не было - был режиссер Марк Захаров и труппа «Ленкома» - мы писали для конкретных людей. Встречались с актерами, работали с ними...Безусловно, работа шла именно в живом режиме. Когда начали петь актеры, мы убеждались, что где-то нужно дописать, перевести на другой язык, что-то сократить...

Работа была конечно очень экспериментальная и живая - мы не знали, что будет в результате. Нам не на что было опереться. Важная составляющая - это духовная линия спектакля. Это явление Богородицы, молитвы... Это был колоссальный вызов всем, в том числе и нам самим. Писать молитвы - это очень ответственное дело и ко многому обязывает. Мы росли сами с этим произведением. Вы знаете что, во время репетиций сцен с молитвами, над сценой, под потолком Ленкома вдруг пролетел белый голубь, которому вообще было неоткуда взяться! Там никогда не было голубей и они не могли туда проникнуть. Мы тогда с Андреем так переглянулись - мол, что это значит? Боялись даже подумать, что это был знак одобрения свыше.

- А как сложилась дальше ваша совместная работа?

- Годы шли, хотелось написать еще что-то вместе. Вознесенский написал либрретто для «Оперного дома». Эту идею подал в свое время Григорий Горин, и Вознесенский начал писать стихи...Но видите - Горин умер достаточно давно, Андрей Андреевич ушел... Это даже опубликованное дело, но в музыке не получившее пока воплощения. Есть отдельно музыка, отдельно - стихи. И пусть это будет не полностью, я хочу, чтобы это прозвучало.

- Давно ли вы с ним виделись в последний раз?

- Виделся с ним несколько раз, но коротко. Но что-то екнуло в сердце, когда он вышел этой зимой на премии "Триумф" и прочитал стихи, посвященные мне. Я слышал их только один раз и не знаю, опубликованы или нет, но они меня так потрясли... Андрей тогда так смотрел на меня... Он был уже болен, и от взгляда на него у меня просто сердце сжалось. 9-го числа у меня будет в Колонном зале исполняться симфония «Воскрешение мертвых», а это как раз девятый день будет со дня ухода от нас Андрея Андреевича. Причем мое мероприятие давно было запланировано - и тут так ужасно совпало. Конечно, мне нелегко было узнать это... Даже времени осознать, что происходит, нет...

Людмила Поргина: "Для Караченцова Вознесенский был, как брат"

- Это страшная утрата для все нас, - не может сдержать эмоций жена Караченцова Людмила Поргина. - Наша семья общалась с Вознесенским несколько десятков лет, для Коли Андрей вообще был как брат. А началось все, конечно, с "Юноны и Авось". ( далее)

Раймонд Паулс: "Свои лучшие тексты я написал с Вознесенским"

- Очень неприятная весть пришла сегодня из Москвы. Ушел из жизни великий поэт, мой друг, с которым я написал свои лучшие песни, сказал в телефонном разговоре с "КП" Раймонд Паулс. - Я помню как с Вознесенским мы сочинили для Аллы Пугачевой "Миллион алых роз".

А дело было так.. ( читайте далее)

Кинооператор Генриетта Перьян: "Вознесенский умер, страдая от одиночества"

Волгоградский кинооператор Генриетта Перьян дружила с Андреем Вознесенским с 1962 года. До последних дней Перьян была желанным гостем в доме поэта.

- В последний раз я видела Андрея в апреле, я тогда как раз была в Москве проездом, - рассказал "Комсомолке" Перьян.

- Конечно, все понимали, что состояние Андрея тяжелое. Понимал это и он сам. Из-за этого очень страдал. ( читайте подробнее).

МЕЧТА

Поэт не успел построить храм, который видел во сне

В 2003 году, когда Андрею Вознесенскому исполнилось 70 лет и со здоровьем был полный порядок, он вдруг написал «Автореквием»:

«Дай, господи, еще мне десять лет!

Воздвигну храм. И возведу алтарь».

И через несколько строк:

«Во сне я вижу храмовый проект в Захарово».

У него действительно была такая мечта - построить храм в селе Захарове Московской области. Здесь когда-то жила бабушка Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал. Мысль о храме настолько завладела Вознесенским, что он сам спроектировал здание церкви.

На свое 70-летие поэт представил эскиз (очень оригинальный, в форме спирали) публике и говорил, что хочет быть похороненным в ограде этого храма.

Но не было у Вознесенского тех десяти лет, которые он так просил. Только семь. Из которых последние четыре - постоянное преодоление болезни.

Вчера мы попытались найти эскизы Вознесенского - кто знает, может быть, теперь найдутся добрые люди, которые построят по чертежам храм?

В Захарове про идею Вознесенского знают, но...

- Андрей Андреевич говорил о том, что будет организовывать благотворительные вечера, а вырученные деньги жертвовать на строительство храма в Захарове. Но не успел, - рассказал нам протоиерей Павел Карташев.

- А проект его вы видели?

- Нет. У нас его никогда не было.

Павел Карташев - протоиерей будущего храма Александра Невского, строящегося сейчас в Захарове. Но к эскизам Вознесенского будущая стройка не имеет никакого отношения.

Сейчас у главы села Захарово Марии Мотылевой на руках несколько проектов храма.

Какой будет утвержден, никто пока не знает. А на планируемом для постройки месте заложен только камень.

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ...

Как Путин с Шираком удивили поэта

В марте 2005-го в Париже проходил XXV книжный салон, на который Россия была впервые приглашена в качестве почетного гостя. По этому случаю в Елисейском дворце устроили прием для российских и французских писателей. Ждали Путина и Ширака - тогдашних президентов. И, как оказалось, Вознесенского!

Поэт пришел сразу после глав государств. Он плохо ходил, его под руку вели по красной ковровой дорожке (другие писатели ее обходили).

Как только Вознесенский появился, внимание всех присутствующих - и Путина, и Ширака, и писателей - сфокусировалось именно на Вознесенском.

Сначала к нему подошел Путин, потом - Ширак. Они втроем, включая французского президента, говорили по-русски. А вот о чем - разобрать было трудно, я слишком далеко от них стоял.

Когда прием закончился, я пробрался к Вознесенскому. Поэт давно уже не давал интервью. Но, узнав, что я из «Комсомолки», заулыбался. И я задал ему свои вопросы...

- Андрей Андреевич, как себя чувствуете?

- Если приехал в Париж, значит, нормально.

- Как вам Путин с Шираком?

- Они меня приятно удивили.

- Чем же, если не секрет?

- Ширак вспомнил, как много лет назад слушал мое выступление в Парижском доме поэзии. А Путин, оказывается, в курсе наших «литературных бед». Ну что толстые журналы стали совсем хилыми. Сказал, что его тоже это беспокоит. Наверное, поможет...

А сам Андрей Андреевич удивлял меня тем, что каждый раз, когда в номере стояли его стихи, появлялся у нас в редакции. Поэт ходил на верстку и перед публикацией внимательно все обязательно прочитывал...

Александр ГАМОВ

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Он вернул нам слово

Поэт Андрей Вознесенский возник в нашей серой советской жизни как независимый лучик надежды. Из репродукторов, с экрана и со сцены звучали стихи, песни, дифирамбы, прославляющие труд, равенство, партию и великих вождей. И вдруг среди этой мистерии лжи явился Большой Поэт, порвавший в куски тихий сон напуганного режимом разума. Немыслимые рифмы и непостижимые метафоры поэзии Андрея Вознесенского заставляли нас чесать в затылке и приговаривать восторженным шепотом: «Ничего себе, так значит, она не умерла, поэзия-то!»

Он первый в стране победившего атеизма открыто говорил нам о Боге:

«И все будет оправдано этими очами Наших дней запутавшийся клубок. Вначале было Слово. Он все начнет сначала. Согласно информации, слово - Бог».

Он собирал стадионы и в то же время испил сполна всю чашу горечи опалы. Но что такое гнев партийных чиновников по сравнению с благословением великого Бориса Пастернака?

Эх! Андрей Андреевич! Сколько родили вы поэтов, больших и маленьких, талантливых и не очень, но, главное, ищущих и беспокойных! Нам, юношам с пылающим взором, хотелось писать, как Вознесенский. И пусть не у всех получилось, но попытка «вознестись» своим стихом над миром была у многих. Ведь попытка - это то, что зависит от нас, а успех - всего лишь стечение обстоятельств. Спасибо за то, что вернули нам Слово и Веру.

Александр МЕШКОВ

ПОДДЕРЖКА

«Ауры не горят...»

В 2006 году Андрей Вознесенский посвятил «Комсомолке» стихи

Когда в феврале 2006 года загорелась редакция нашей газеты на улице «Правды», Андрей Андреевич очень за нас переживал. Он узнал об этом страшном событии из теленовостей и уже на следующий день прислал нам свое стихотворение. Чтобы поддержать.

Вот оно.

Ауры не горят... Мы все охрипли, как в птичьем гриппе, горят архивы духовных хиппи. Как фетиш светится среди траура погибшей буфетчицы тихая аура. Горящие стужи и крики «Взашей!». Летают души наших вещей. Я вижу что-то. Заткнитесь, гаеры. От моих фото осталась аура. Потолки рушатся. Ад. Мат. Сгорают рукописи, ауры не горят. Не капутятся мозги ребят. Горят компьютеры. Ауры не горят. Смоют грязь брандмауэры. Тебя зову: «Аура, ау!» Караван-сараем. Басаев, мура. Мы все сгораем. Аура - Ура!

"Комсомольская правда" приносит свои соболезнования родным и близким любимого поэта.

Андрей Вознесенский : ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Родился в Москве 12 мая 1933 года в семье гидроинженера. В 1957 году окончил Московский архитектурный институт. Его стихи в 60-е запрещали в СССР, самого поэта травили в официальной прессе.

Но его книги продавались из-под полы. «Антимиры» в 1965-м легли в основу спектакля Театра на Таганке. Поэма «Юнона» и «Авось» на музыку Рыбникова до сих пор не сходит со сцены «Ленкома».

ПРОЩАНИЕ

Гражданская панихида пройдет в пятницу, 4 июня, с 11.00 в Центральном доме литераторов.

А похоронят Андрея Андреевича на кладбище в Переделкине, неподалеку от его дачи, где поэт жил последние годы.

ПЯТЬ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ПЕСЕН НА СТИХИ ВОЗНЕСЕНСКОГО

"Ты меня на рассвете разбудишь" ("Юнона и Авось")

"Миллион алых роз"

"Песня на бис"

"Подберу музыку"

"Севернее всех"

Смотрите фотогалерею

Легендарный поэт Андрей Вознесенский: редкие фото

ВОПРОС ДНЯ

Что мы теряем с уходом Поэта?

На 78-м году жизни скончался выдающийся поэт-шестидесятник Андрей Вознесенский

Михаил ЛЕОНТЬЕВ, главный редактор журнала «Однако»:

- Мы теряем человека. Бродский сказал, что от поэта остается часть речи. Это

практически все.

Любовь СЛИСКА, вице-спикер Госдумы:

- Это была эпоха, когда мы действительно почувствовали глоток свободы с такими, как Вознесенский. И очень хотелось бы, чтобы память о таких людях никогда не кончалась.

Илья РЕЗНИК, поэт:

- Россия потеряла великого мастера слова. В 60-е годы Вознесенский и его соратники очень много сделали для демократизации нашего общества.

Дмитрий БЫКОВ, писатель и телеведущий:

- Нельзя сказать, что мы потеряли совесть. Это в общем неверно. Но мы потеряли очень важное мерило, потому что то, что Вознесенский говорил и делал, могло быть важным лакмусом.

Владимир СОЛОВЬЕВ, журналист:

- Эпоху. Андрей Вознесенский - один из последних, кто точно соответствовал фразе, что поэт в России - больше чем поэт. Это был такой моральный камертон. Вознесенский не любил много говорить и выступать. Но его голос всегда был очень хорошо слышен. Ну и, конечно, строчки у него потрясающие.

Виктор СУХОРУКОВ, актер, народный артист России:

- Это не утрата, это расставание, ведь после него остается огромное наследие. И надо уметь расставаться - торжественно, с красивой печалью, достойно, по-человечески. ХХ век нашей страны был испещрен перевалами - революции, войны, великие стройки, репрессии... И на этих перевалах возникали люди, как трава из-под асфальта, и оставляли глубокий след. Вознесенский - дитя перевала, который прокричал, пропел свою тему в истории моей земли.

Виктор МЕРЕЖКО, кинорежиссер, сценарист:

- Мы потеряли ориентир, который возник в далеких 60-х годах прошлого века и вел нас по жизни до сегодняшнего дня. Причем это касается не только поэзии Андрея Вознесенского, но и его гражданской позиции.

Ирина ХАКАМАДА, политик:

- Жалко, конечно. Понимаем, что люди не вечные. Уходит поэтическое восприятие той эпохи, которое, несмотря на всю абстрактность мысли и экзистенциальность, наиболее точно ее и отражает.

Марина, читательница сайта KP.RU:

- Такой глыбы в поэзии больше нет. Сегодня некого ставить в один ряд с Вознесенским. Большая утрата.