Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Василий Шукшин 19 марта 2017 20:04

«Калина красная»: Каскадер на съемках едва не угробил массовку

43 года назад, 25 марта 1974 года, на экраны вышла одна из самых пронзительных картин в истории русского кино [видео]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Василий Шукшин писал Егора Прокудина во многом с себя.

Василий Шукшин писал Егора Прокудина во многом с себя.

Сценарий «Калины красной» Василий Шукшин написал, можно сказать, между делом. Вдова режиссера актриса Лидия Федосеева-Шукшина рассказала нам о создании фильма. В тот год Василий Макарович попал в больницу из-за обострившейся язвы желудка.

- Делать Васе на больничной койке было нечего, а он без работы сидеть не мог, вот и написал повесть про сложную судьбу бывшего уголовника, - призналась «КП» его вдова. - Написал за считанные дни. Эта тема ему была близка. У него было много друзей, родных, кто прошел через подобное. Более того, он в юности и сам чуть не угодил в тюрьму. Когда вернулся из армии, кто-то из односельчан назвал ему имя того, кто написал донос на его отца. Вася пообещал расправиться с подлецом и залег с винтовкой у дома доносчика. Но ему не дали осуществить задуманное...

На встрече со зрителями сам Шукшин так объяснял свой замысел: «Эта картина об уголовнике. Ему уже 40 лет, а просвета никакого в жизни нет. Но душа у него восстает против этого образа жизни. Он выходит из тюрьмы и опять перед ним целый мир».

- Финальную сцену на пароме (месть брата Любы убийцам Егора) задумывали так: на узкой насыпи причала стоит такси с манекенами, имитирующими бандитов. В 15 метрах от причала - паром с массовкой. Появляется на бешеной скорости самосвал, ударяет такси, а сам повисает на причале, - рассказывает оператор картины Анатолий Заболоцкий. - Команда «Мотор!», каскадер Корзун садится в грузовик, разгоняется, но перед такси вдруг сбрасывает скорость, лишь слегка толкает машину и скатывает ее в воду. Эффектного падения не видно. Сделали дубль - еще хуже...

Гонщик-любитель из Череповца вызвался помочь. Придумал убрать дверь в кабине самосвала, чтобы выпрыгнуть перед ударом о такси (на мешки с соломой у насыпи). А чтобы машина не свернула с пути, закрепить руль скобой.

Приступили к съемкам. Вижу - мчится самосвал, явно на большой скорости, а не на планируемых 40 км/час. Гонщик-водитель выпрыгнул. А дальше непонятное - самосвал цепляет ограничительные бетонные столбики и, не доехав до такси, падает в воду рядом с паромом, обдав всех водой. Камеру залило. Массовка на пароме кричит.

Разогнав слишком сильно грузовик, гонщик не смог с ним совладать, и машина рухнула под воду раньше, чем планировалось. Выныривание брата Любы снимали отдельно.

Разогнав слишком сильно грузовик, гонщик не смог с ним совладать, и машина рухнула под воду раньше, чем планировалось. Выныривание брата Любы снимали отдельно.

Смотрю - такси с муляжами на месте, самосвал в воде, а к «Скорой помощи» несут гонщика. Оказалось, он хотел получше кадр сделать и гнал 80 км/час. Выпрыгнуть на мешки не успел. Переломал ноги. В общем, мы досняли по-быстрому Лешу Ванина (исполнителя роли брата) - как он выныривает из кабины затонувшего самосвала. И решили на этот поставить точку.

Позже до нас дошло, что мы чудом избежали реальной трагедии. Если бы самосвал не зацепил столбики, его скорости хватило бы перебросить такси на паром и изувечить массовку.

КСТАТИ

Гурченко лишили роли в последний момент

Главного героя Шукшин уже писал под себя. А в роли Любы Байкаловой, с которой его герой знаком по переписке и после отбытия срока едет к ней, решил снимать исключительно жену Лидию Федосееву-Шукшину.

На роль Люсьен режиссер звал Людмилу Гурченко. Более того, он и писал героиню с этой актрисы, за которой много наблюдал во время заграничных поездок. Но оператор фильма Анатолий Заболоцкий уговорил попробовать Татьяну Гаврилову: дескать, поддержи ее, у нее простой, из-за этого проблемы с алкоголем. Шукшин согласился. Но актриса не совладала с тягой к спиртному, и Шукшину пришлось помучиться, срочно перекраивая эпизоды с ее участием.

На роль мамы главного героя пробовали актрису Веру Марецкую. Она согласилась, но затем отказалась, сославшись на болезнь. А группа к тому моменту уже выехала на место съемок. Более того, уже нашли для работы реальную избу одинокой бабушки Ефимия Ефимьевны Быстровой - у той полхаты было завешано древними иконами. Искать новую актрису было некогда. Кто-то предложил снять хозяйку дома. Тем более что история ее жизни совпадала со сценарием. Старушка на съемках не играла роль, а рассказывала Шукшиной о своих сыновьях.