Премия Рунета-2020
Пермь
+5°
Boom metrics
Пресс-центр "КП"14 сентября 2009 22:00

Пермский первокурсник-2009: кому ЕГЭ помог, а кому навредил

Руководители ведущих вузов Прикамья и министр образования края обсудили итоги летнего приема в институты и университеты
Источник:kp.ru

Какими только ужасами не пугали этим летом абитуриентов! Что все места займут льготники. Что на престижных специальностях конкурс будет зашкаливать все мыслимые и немыслимые пределы. Что вузы оккупируют выпускники школ с липовыми 100-балльными результатами ЕГЭ. Как в итоге сложилась ситуация в Прикамье, мы обсудили на «круглом столе» в пресс-центре «Комсомольской правды».

- В российской прессе активно обсуждалась проблема с льготниками: мол, они заняли все бюджетные места. А как обстоят дела в пермских вузах?

Валерий Шерстнев: В ПГУ число поступающих льготников год от года растет. Непонятно, то ли дети такие нездоровые растут, то ли родители у них очень хитрые. Скорее всего, и то и другое. Вот динамика: в 2007 году льготники занимали 4,2% от общего количества бюджетных мест, а в 2009-м - уже 7,9%. Есть ряд специальностей, куда мы приняли только льготников. Например, на «Государственное муниципальное управление», где было всего пять бюджетных мест. Но не надо думать, что льготники захватили все престижные места! Сертификаты с результатами ниже определенной планки просто не принимаются. А каждый вуз вправе утвердить свой собственный уровень баллов - выше государственного. Например, государство устанавливает для какого-то предмета минимум в 73 балла, а мы - 85. Так что льготник с 36 баллами никак не попадет даже в первую волну!

Андрей Колесников: У нас в основном общие льготники с ПГУ. 91 абитуриент имел право на льготу, 43 из них в итоге поступили к нам. При том что у нас 705 бюджетных мест. Средний конкурс составил 10,5 заявления на место. Но на специальности «Менеджмент организации» был достигнут наш внутренний рекорд - 121 заявление на место. В результате обычный абитуриент даже с 300 баллами по ЕГЭ не мог поступить на эту специальность. Все шесть мест были полностью укомплектованы льготниками.

Андрей Белых: У нас нет проблем с льготниками. В 2007 году было 11 человек, в 2008-м - 24, в этом году - 21. Причем качество знаний у них на уровне других абитуриентов. Это, видимо, вызвало сложности лишь у двух-трех крупных вузов.

Валерий Шерстнев, первый проректор ПГУ, ученый секретарь и член президиума Совета ректоров. Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

Александр Рыбин: Мы зачислили 84 льготника. Это лишь малая часть от 1900 бюджетных мест. Хотя пострадали специальности, которые традиционно пользуются высоким спросом. Например, на «Государственном муниципальном управлении» 9 мест из 9 заняли льготники. А вот на технические факультеты они не идут. Может, потому что у нас появился факультет дистанционного обучения - теперь люди с физическими отклонениями могут учиться не выходя из дома.

- Вы в основном говорите об абитуриентах со льготой по состоянию здоровья или семейному положению. А что с олимпиадниками?

Валерий Шерстнев: С ними проблем нет. Таких ребят единицы, и мы за них боремся! Результаты подделать нельзя - есть специальный список победителей олимпиад. А вузовские олимпиады, которые могли бы увеличить число таких абитуриентов, в Перми не проводят - это вправе делать лишь несколько университетов страны.

- Получается, льготники повлияли на положение дел лишь на отдельных специальностях. Значит, были другие проблемы? Как с ними справлялись?

Ирина Корюкина: Главная сложность этого года - об изменениях списка экзаменов объявили только в феврале. Причем если школьник до такого-то числа не подал заявления о сдаче определенных предметов, то потом писать их он не мог. До ребят, мечтающих поступить в вуз медицинского профиля, нужно было донести информацию: «Сделай вовремя, потом времени не будет!». Поэтому наши сотрудники обошли все школы Перми, выехали в 15 районов края. Это сыграло большую роль - поток заявлений из Пермского края был очень большой. Кроме того, работали с территориями. Надо педиатра, хирурга - подавай заявку с определенной фамилией. Ведь целевой набор - это шанс ребенка поступить с меньшими баллами, но потом пойти работать туда, где нужны такие специалисты. В итоге приняли по такому набору 129 человек. Проблемой стали поддельные аттестаты ЕГЭ. Приехали ребята из Дагестана - запредельные баллы по ЕГЭ, и при этом делают по четыре ошибки в каждом слове. Хорошо, что мы сумели с этим разобраться. И третья проблема: зачислены 615 человек на бюджетные места и 110 - по контракту. 80% из них нуждаются в общежитии. Решать вопрос надо немедленно!

Валерий Шерстнев: Для нас целевой набор стал проблемой. Количество поступающих в наш вуз по целевым договорам постепенно уменьшается. Хотя число абитуриентов из края растет. То есть районы нуждаются в специалистах определенного профиля, но муниципалитеты этим не занимаются.

И еще: сейчас появилось натаскивание на сдачу ЕГЭ... Такая подмена знаний. Не дают знания по предмету, а объясняют, как правильно решить тест. Вот это страшно! У абитуриентов должны быть определенные знания, чтобы на них наращивать другие. А тут получается, что их нет. На чем наращивать?

Андрей Колесников: Впечатления достаточно противоречивы. С одной стороны, мы могли отправить большинство преподавателей в отпуск - не требовалось принимать экзамены, работали только службы, занятые зачислением. С другой стороны - из-за того, что многократно менялись правила приема, мы с трудом рисовали картину вплоть до открытия приемных комиссий. Многие абитуриенты были дезориентированы: что запрещали в марте, в июне стало общепринятой практикой.

Еще один минус ЕГЭ - мы не знаем нынешних первокурсников. У них хорошие результаты тестирования, но мы их не слышали и не видели. Подходит ли им та или иная специальность, выяснится только во время обучения. И непривычно было видеть ничем не занятых абитуриентов. Раньше даже те, кто не любил учиться, летом садились за книги - готовились к поступлению. Это лето с точки зрения получения знаний для абитуриентов было абсолютно пустым. Зато нервная нагрузка стала несопоставимо выше, чем раньше. В ходе третьей волны чувствовалось, что появился некий новый класс абитуриентов: «Поступить куда-нибудь и на что-нибудь, лишь бы на бюджет».

Светлана Шепелева: Ситуация с организацией и проведением приема в 2009 году действительно была непростой. Прежде всего, в связи с демографической ситуацией и введением ЕГЭ. Она потребовала от нас дополнительных усилий в части информирования абитуриентов, проведения адресных мероприятий: дней открытых дверей, выездов с концертами, общения с руководителями учреждений культуры и искусства. В итоге количество заявлений выросло на треть. Контрольные цифры приема выполнены полностью. Например, на бюджетные места дневного отделения поступили 177 человек. Для нашего вуза это хороший показатель, так как творческие специальности не требуют подготовки кадров в массовом варианте. Среди первокурсников - представители разных регионов страны, хотя, безусловно, преобладают Пермь и Пермский край. Качество абитуриентов по большинству специальностей нам было проще обеспечить: специфика института требует проведения дополнительных испытаний творческой и профессиональной направленности.

Андрей Белых: Есть проблема с общежитием. Заполнено 460 бюджетных мест плюс около 300 человек поступило на контрактной основе. И лишь 33% поступивших - пермяки. Остальные - жители края (63%) и других регионов (около 4%). Но мы эту проблему постепенно решаем: капитальный ремонт одного из общежитий сделан, к Новому году студенты смогут туда въехать. Что касается целевой подготовки, низкий уровень был в 2008 году - всего 18 контрактов. В этом году мы стали плотно работать с министерством сельского хозяйства Пермского края и территориями. В результате приняли по целевым договорам 49 человек. И это при том, что в договоре есть пункт об обязательной 5-летней отработке после окончания вуза.

Александр Рыбин: Все 1900 бюджетных мест в нашем вузе были заняты на первом же этапе. Второй и третий нам не понадобились. Несмотря на все разговоры о демографическом спаде, к нам пришли 5,5 тысячи абитуриентов (в прошлом году было 4100). Принесли 13 с лишним тысяч заявлений. На специальность «Экономика и управление на предприятии» на 10 мест подали 1049 заявлений! Хотя сложности, естественно, были. Нельзя правила игры менять по ходу матча. А тут вдруг выяснилось, что наши абитуриенты должны сдавать ЕГЭ по информатике. Этот предмет даже не во всех школах преподается! Еще одна серьезная проблема - невысокий уровень подготовки абитуриентов. Особенно по физике. Даже заявлений на первую сдачу ЕГЭ по физике было мало. Мы подсчитали в начале года: даже если бы они все пришли к нам, мы не смогли бы укомплектовать все специальности, на которые требуется ЕГЭ по физике. Хорошо еще, потом появилась возможность дополнительно сдать ЕГЭ. И мы получили достаточно высокие результаты.

Светлана Шепелева, проректор по учебной работе ПГИИК. Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

Сергей Маркелов: В ведомственном вузе набор идет только по контрактной системе. Курсанты пишут заявления, что желают учиться в наших вузах, потом проходят военно-врачебную комиссию, сдают экзамены... Но и на нас ЕГЭ отразился, причем в не-ожиданной форме: к нам пошли девушки! Абитуриенток намного больше, чем раньше. А это в дальнейшем может обернуться для них проблемами в трудоустройстве. Исправительные колонии-то в основном мужские! Ну и еще один момент, скорее положительный, - в связи с ЕГЭ количество заявлений выросло на 35%. Нам даже были выделены дополнительные бюджетные места.

Николай Карпушин: В 2009 году Единый государственный экзамен из режима эксперимента перешел в штатный режим. Я в целом доволен, что он есть. И как министр, и как бывший директор школы. Преимущества ЕГЭ для абитуриентов налицо. Во-первых, это обеспечение всем учащимся равной возможности поступления в вуз. Во-вторых, к моменту поступления они уже знают свои результаты и могут их сравнить с прошлогодними проходными баллами. На мой взгляд, ЕГЭ не только снял проблему субъективного отношения к оценке знаний выпускников со стороны учителей-предметников и школьной администрации, но и реально дал возможность выпускнику школы, техникума, колледжа, ПТУ участвовать в конкурсе на поступление в различные вузы одновременно - не только своего региона, но и России в целом. Кроме того, благодаря ЕГЭ в каждом вузе абитуриент может поступать в порядке им же определенных приоритетов на различные направления и специальности. Правда, ЕГЭ в большей мере ориентирован на оценку показателей информированности выпускника в конкретной предметной области, нежели на выявление его творческих способностей и интеллектуального развития. Но и эта проблема решаема с помощью участия учащихся в различных предметных олимпиадах всероссийского уровня. Еще одна проблема, которую необходимо решать, такова - с 2007 года идет снижение на 15% выпускников 11-х классов, но конкурс в вузах не уменьшается, а постоянно растет. Это связано с тем, что ребята подают документы сразу на несколько факультетов в несколько вузов сразу. В Пермском крае ежегодно повышается средний балл по ЕГЭ. При этом по 11 предметам он у нас выше, чем в среднем по России. Например, по русскому языку средний балл по стране составляет 56,4, а у нас - 59,1. По математике - 42,9 по России и 45,2 у нас. Лишь по химии и литературе в крае результаты ЕГЭ ниже. Стоит отметить, что 49 выпускников получили по 100 баллов, среди них есть даже воспитанник детского дома. И «стобалльников» с каждым годом все больше. Так что я выступаю за ЕГЭ, за его объективность.

Александр Рыбин: Один и тот же человек пытается одновременно стать экономистом, юристом, горным инженером и заняться радиоэлектроникой. Это не считая заявлений, которые он в другие вузы отнес! Так что нужно решать вопросы профориентации школьников.

Светлана Шепелева: Безусловно, очень важно своевременно проинформировать абитуриентов о правилах поступления. Родители уже сейчас звонят и спрашивают, что придется сдавать, на какие подготовительные курсы идти.

Валерий Шерстнев: Правила надо устанавливать лет на пять - десять, тогда проще будет.

Андрей Колесников: На мой взгляд, идеальная система поступления - когда сочетаются блок тестирования ЕГЭ и хотя бы один экзамен, который проводит сам вуз.

Валерий Шерстнев: Мы сравнили оценки и успеваемость ребят, поступавших по ЕГЭ и без него. И результаты у нас сильно не разошлись. То есть у нас нет необходимости вводить дополнительное испытание.

Ирина Корюкина: У нас в этом году был огромный приток заявлений из других областей. Из-за приезжих проходной балл сразу поднялся и конкурс стал 14 человек на место (если убрать льготников и целевиков). Так вот, если бы не было трех волн зачисления, у нас бы сейчас учились одни отличники! Но после первого этапа не все принесли подлинники: многие мечтали о Питере и Москве. А потом уже не смогли к нам вернуться, хотя там не поступили. Хотелось бы, чтобы ребята не теряли возможность использовать результаты на второй-третьей волне.

Николай Карпушин: Проблемы с проведением ЕГЭ возникают потому, что у нас очень большая страна и создание централизованной системы тестирования - задача не из простых. Но главное достижение ЕГЭ - в стране появится система мониторинга уровня образования. Американцы шли к этому пятьдесят лет: с середины XX века они следят за тем, куда движется их система образования. Хотя подобная система оценки качества образования у них децентрализирована. Думаю, что общими усилиями мы сможем преодолеть те трудности, которые возникают при проведении ЕГЭ. Необходимо время, чтобы общественность убедилась не только в объективности получаемых результатов, но и в том, что новая форма экзамена - мощный рычаг позитивных изменений образовательного процесса, повышения качества обучения. В первую очередь - потому что учителя и ученики начинают более серьезно и ответственно относиться к своей деятельности.

На заметку

Совет старшеклассникам от министра

- Что посоветуете ребятам, которым в следующем году предстоит поступать в вузы?

Николай Карпушин: До введения ЕГЭ детей нередко натаскивали по программе вуза. Не надо наращивать «флюс» из знаний по специфике вуза, который вы выбрали для поступления. Возьмем для примера занятия в языковых школах. У выпускника на специальности «Иностранный язык» будут проблемы с мотивацией к учебе, т. к. для поступления на эту специальность он прошел программу первых двух курсов вузовского обучения. Он разучится учиться. Хотя студентам других факультетов занятия в языковой школе будут полезны. Для отличного и хорошего результата сдачи ЕГЭ не требуется значительных изменений в методиках подготовки абитуриентов. Ведь задания экзамена охватывают всю школьную программу с учетом различной сложности вариантов. При этом достаточно высокий по нынешним временам уровень требований обусловливает необходимость подготовки всех учащихся к экзамену.

ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Начальник Пермского филиала Нижегородской академии МВД Юрий СЫСУЕВ: Главная черта наших выпускников - профессионализм

За пять лет обучения курсанты становятся настоящими милиционерами

Евгения ЗАПОЛЬСКАЯ

Сотрудники уголовного розыска всегда считались милицейской элитой. Про них пишут книжки и снимают сериалы. На их острый ум и хватку надеются люди, ставшие жертвами преступников. Стать настоящим профи среди оперативников непросто. И первый шаг - это обучение в специальном вузе. Если говорить о Перми - в местном филиале Нижегородской академии МВД.

Впрочем, если вы мечтаете стать следователем или участковым, то вам также прямая дорога в академию. За пять лет здесь научат не только метко стрелять, в совершенстве владеть приемами борьбы, но и разбираться в законах и раскрывать преступления.

Курсанты академии МВД отличаются от студентов гражданских вузов как минимум по одному пункту - они с первого дня в профессии. 1 сентября каждому вручают погоны и присваивают звание рядового милиции. И все пять лет обучения курсанты активно участвуют в работе милиции: выходят на патрулирование, практикуются и стажируются в отделениях внутренних дел.

- Мы прилагаем все усилия, чтобы после выпуска в органы внутренних дел пришли готовые следователи, дознаватели, уполномоченные уголовного розыска, - отмечает начальник Пермского филиала Нижегородской академии МВД Юрий Сысуев. - Главная задача - подготовить отличных работников милиции, которые к тому же будут и профессиональными юристами.

Все условия для развития в академии есть. Сила и сноровка укрепятся на упражнениях в спортзале. Их здесь четыре. Причем два специально оборудованы для занятий борьбой. Неудивительно, что курсанты постоянно привозят награды с соревнований по борьбе! Имеется и тренажерный зал. А снайперские навыки ребята отрабатывают в собственном тире.

Научные дисциплины здесь преподают педагоги самого высокого уровня: 70% из них - это кандидаты и доктора наук. И никаких почасовиков или совместителей!

- У нас работают люди, имена которых весомо звучат в научном мире, - говорит Юрий Сысуев. - Благодаря этому по подготовке юристов мы занимаем одно из ведущих мест среди вузов Пермского края.

За каждым курсом закреплен куратор из руководителей служб городских или районных органов внутренних дел. При этом соблюдается специализация: уголовный розыск, следствие, служба участковых. Кроме того, курсантам помогают ветераны филиала и ГУВД края - они курируют учащихся по вопросам служебной дисциплины и профессиональной этики.

- Выпускник нашего вуза должен уметь выстраивать отношения с населением, - говорит начальник филиала. - Ведь мы не только представители института власти, мы эту власть олицетворяем. По-этому тот же следователь должен знать, как правильно задавать вопросы, как найти контакт с преступником. И при этом чувствовать грань, через которую нельзя переступать. Бороться с преступностью можно только законными методами!

Пермский филиал академии МВД хорошо готовит не только по спецдисциплинам - уголовному праву, криминалистике и другим. Остальные предметы у курсантов тоже не хромают! Да, нагрузка у учащихся очень высокая, приходится совмещать занятия и службу. Но это не мешает им получать дипломы высших степеней на научно-практических конференциях регионального и всероссийского уровня. А, к примеру, в прошлом году пятикурсница Елена Федосеева стала обладателем престижнейшей «Потанинской стипендии».

Форма, кстати, абсолютно не мешает творчеству. В клубе филиала постоянно кипит творческая жизнь. КВНы, выступления вокалистов и танцоров, праздничные тематические программы... В 2009 году появилась новая традиция - дипломы выпускникам вручили во время торжественной церемонии в центре Перми у памятника «Единство фронта и тыла».

Нижегородская академия МВД России, Пермский филиал. Ул. Веденеева, 100. Тел.: (342) 272-43-11, 272-66-83.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

500 человек обучается сейчас на дневном отделении и 1000 человек - на заочном.2 специальности можно здесь получить: юриспруденция и правоохранительная деятельность.

3 человека на место - таким был конкурс в 2009 году.

100% выпускников после окончания академии устраиваются на работу по специальности.

«Специалисты для торговли и пищевой промышленности будут нужны всегда!»

Об уникальности Пермского филиала Московского государственного университета технологий и управления рассказывает его директор Наталия Цвикилевич

- Наш головной вуз был образован в 1953 году как Всесоюзный заочный институт пищевой промышленности. В 2003 году ему был присвоен статус университета, и сейчас это Московский государственный университет технологий и управления. Сегодня МГУТУ - ведущий вуз России по подготовке высококлассных специалистов для разных отраслей пищевой, перерабатывающей промышленности и торговли. За 55 лет вуз выпустил более 100 тысяч профессионалов! В регионах РФ и странах СНГ университет имеет 25 филиалов, использующих его бесценные наработки.

Пермский филиал МГУТУ работает с 2000 года и является уникальным вузом. Он готовит специалистов с высшим образованием в области торговли, пищевой промышленности и общественного питания по таким специальностям, которые в Пермском крае и ближайших регионах не предлагает ни один вуз. Спрос же на таких специалистов стабильно высокий, ведь торговля, пищепром и общепит - это те сферы, которые активно развиваются и всегда будут на плаву. Сейчас у нас на бюджетной и договорной основе учится более 1000 человек. Мы готовим специалистов по 4 специальностям:

- технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий;

- технология продуктов общественного питания;

- товароведение и экспертиза товаров;

- экономика и управление на предприятии (пищевая промышленность).

Пока обучение ведется только заочно, но ректор МГУТУ Валентина Николаевна Иванова делает очень многое для развития головного вуза и филиалов. Думаю, впереди у нас и создание дневного отделения, и введение новых специальностей, и увеличение числа студентов.

У нас сильный преподавательский коллектив, включающий 4 профессоров и докторов наук, 20 кандидатов наук. Хорошая материально-техническая база. Это собственное здание: 13 учебных аудиторий, 2 компьютерных класса (40 ПК), 4 лаборатории с уникальным оборудованием, специализированно оснащенные кабинеты. Библиотека филиала насчитывает более 20 тысяч экземпляров учебной и учебно-методической литературы.

За годы существования Пермский филиал подготовил 780 специалистов, и все они оказались востребованы на рынке труда. В процессе обучения мы делаем упор на практическое применение знаний, поэтому наши выпускники сейчас успешно работают по специальности на ведущих отраслевых предприятиях страны и региона.

Пермский филиал Московского государственного университета технологий и управления:

г. Пермь, ул. 2-я Казанцевская, 7, тел./факс: (342) 296-26-64, 294-52-16

Беседовала Юлия Алеева.