Премия Рунета-2020
Пермь
-1°
Boom metrics
Общество12 февраля 2021 17:00

«Воспитатель года»: главные особенности Всероссийского конкурса

Об этом рассказали заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк и министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина
Министр образования Пермского края Раиса Кассина во время прямого эфира на Радио "КП".

Министр образования Пермского края Раиса Кассина во время прямого эфира на Радио "КП".

Фото: Борис МЕРКУШЕВ

В Перми стартовал заключительный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года". В Прикамье прибыли 74 финалиста из разных регионов страны. О том, насколько важно это мероприятие, на Радио «Комсомольская правда» (96,6 fm) рассказали заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк и министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина.

- Виктор Стефанович, детский сад - это то учреждение, в котором ребенок впервые сталкивается с системой образования. И от того, насколько бережными будут те руки, в которых окажется ребенок, зависит его дальнейшее восприятие жизни. Воспитатель – это действительно особая каста?

- Несомненно, мы понимаем, что дошкольное образование – это фундамент всего образования человека, и ребенок, начав посещать детсад, практически впервые вступает в открытый мир, мир за пределами семьи. Именно поэтому воспитатель детского сада – очень важный взрослый человек в развитии ребенка. Сегодня и семья, и общество предъявляют особые требования к педагогам. Родителей очень волнует, как будет организован процесс развития ребенка в его дошкольном детстве.

- Как Пермь встречает конкурс? Вам ведь есть с чем сравнивать.

- Для нас это конкурс особый. Во-первых, он проходит немного в другое время. В связи с пандемией мы перенесли проведение конкурса с осени и для нас это одно из первых мероприятий очного формата, когда мы собираем представителей каждого региона. Для нас это очень важно. Мы возвращаемся в обыденную жизнь. Для нас опять становятся главными ценностями ребенок и его благополучие, его развитие. Каждый конкурс сам по себе неповторим, он наполняется профессионализмом участников. И, конечно, я хочу особо отметить тот прием пермской земли, который оказан нашим участникам. Мне многие говорили, что для них очень важно, что их так тепло и радушно принимают в Перми.

- Раиса Алексеевна, а в связи с чем Пермь была удостоена этой чести – принимать финал всероссийского конкурса?

-В прошлом году юбилейный 10-й конкурс выиграл воспитатель из Перми Евгений Пепеляев. Он занял первое место и традиционно «привез» этот конкурс на территорию Прикамья. Потом к нам приезжала комиссия, которая проверила готовность Пермского края к проведению мероприятию такого уровня. После того, как комиссия все одобрила, было принято официальное решение о месте проведения XI конкурса «Воспитатель года.

- На что обращала внимание комиссия?

- Оборудование в 10 детских садах, где проходит конкурс, должно было быть самым новым и современным. И дети должны уметь им пользоваться. Готовность наших методических служб к тому, что надо провести дополнительную метод-работу, например, мастер-классы по наиболее важным вопросам для тех, кто не является воспитателем, но тоже приедет к нам. Финансовые возможности, готовность губернатора к приему гостей. В общем, обращали внимание на многое. Проверяли даже, насколько актуальны, современны и интересны мероприятия, которые мы будем проводить.

- Воспитатель, участвующий в конкурсе, должен быть педагогом-исследователем?

- Я бы сказала - инноватором, потому что он приносит новое в методику, технологию работы и кроме того, что проходит собственно конкурс, идет обмен этими технологиями. Это крайне важное событие. Я сама когда-то принимала участие в конкурсе «Учитель года» и знаю, что можно три года подряд учиться у коллег и все время узнавать что-то новое. Воспитатель и учитель - отличаются по технологиям, но ментально у них много общего.

- Участники представляют авторский подход к своей работе?

- Все воспитатели, приехавшие на конкурс, ранее победили в своем регионе, потому что у них есть свое ноу-хау, свой подход к способам и методам обучения. Воспитывать и развивать детей можно по разным направлениям. И обязательно в какой-то момент нужно понять, каким образом у тебя это лучше получается. Через экологическое воспитание или физкультурное, или развитие интеллекта, робототехнику. Всегда есть тот приоритет, на котором воспитатель строит свою основную деятельность.

- Какие испытания ждут участников конкурса?

-Испытаний довольно много. Первые два из них прошли в четверг и пятницу. Каждый участник по своей теме, которая ему досталась в результате жеребьевки, показывал теоретические познания, рассказывал, как это можно сделать. Потом состоялись занятия с детьми. По итогам двух этапов определяются из 74 приехавших воспитателей 15 лучших. Эти 15 финалистов участвуют в следующих испытаниях.

В субботу они дадут мастер-классы. И в воскресенье состоится ток-шоу. Вести его будет актер Михаил Полицеймако. Он сам многодетный отец, поэтому вопросы детей ему близки и понятны. Ток-шоу позволит проверить умение конкурсантов публично выражать свои мысли. Воспитатель - это человек, который формирует у детей понимание окружающего мира и того, зачем человек живет в этом мире.

По результатам испытаний второго тура выберется один лучший воспитатель. Но даже войти в число 15 – это круто. Очень почетно для педагогов оказаться в этой «пятнашке» лучших воспитателей страны.

-Кто представляет Пермский край?

- Анастасия Кораблева из дошкольного учреждения «Эко-сад». Это новый детский сад. Надо сказать, что все 10 площадок, которые мы предоставили для проведения конкурса, это детсады, построенные в последние два года. Поэтому это абсолютно современные, очень технологично насыщенные дошкольные учреждения.

-Мы говорим о престижности конкурса, а насколько престижна сейчас профессия воспитателя? В нее идут, потому что она достойно оплачивается или только по призванию?

- Одно без другого не случится. Но жить без призвания – это очень сложно. На самом деле с призванием приходят в профессию, но не все с ним могут оставаться. Престижно – не престижно, как посчитать? Есть нехватка педагогов, не все выдерживают, это очень тяжелая работа. С двумя-то детьми сложно справиться, а уж когда целая группа… Но конкурс на поступление на дошкольное отделение педуниверситета и даже в колледж, 10 и более человек на место. Это очень востребованная специальность. Ребята готовы идти туда, профессия им кажется интересной. И если посмотреть вакансии, их, особенно на селе, не так много.

- Можно ли сказать, что в профессии все больше мужчин?

- «Усатый нянь»? Я только приветствую, что и в дошкольном образовании, и в школах, появляется все больше мужчин. Это хорошая мужская профессия. На Западе очень много мужчин в образовании, особенно в дошкольном. Дети должны видеть мужчин, их выправку, мужское поведение.

И хочу сказать, что зарплата воспитателей все больше становится похожа на среднюю в экономике.

- Участники конкурса показывают свои наработки с пермскими дошкольниками. Для педагога это вызов – прийти в незнакомый детский коллектив, наладить контакт?

- Это не просто, но это обязательное условие. Так проходят все конкурсы, и все участники оказываются в одинаковых условиях. Сейчас дети не пугаются постороннего человека, тем более, что ранее их подготавливали к этому, приходили воспитатели из других групп.

- Функционал воспитателя сильно изменился за последние 10-15лет?

-Глобально цели и задачи воспитателя не изменились. Мы все равно должны воспитать ребенка, который будет социализирован в этом мире. А вот технологические особенности работы воспитателя изменились сильно. Раньше мы рисовали карточки, создавали индивидуализацию каждого ребенка с помощью этих карточек. Сейчас это все делается с помощью компьютера и интернета.

Но любовь к ребенку, бережное отношение к его душе, умелые отношения с родителями – это все было и есть. Процентов 80 работы – это умение сформировать доверительные отношения с ребенком, выбрать правильный стиль поведения.

- Этот конкурс скоро завершится. Но не за горами уже следующий. Скажите, кто может принимать участие в конкурсе на лучшего воспитателя?

- Значение участия в этом конкурсе сложно переоценить. Я считаю, что каждый педагог обязан попробовать себя в нем. Дело не в том, чтобы показать себя как лучший. Просто наступает период, когда ты должен взвесить, то, что надо, ты делаешь, так ли, как надо? Нужно себя с кем-то сравнить. И самый удобный вариант – участие в этом конкурсе. Все становится на свои места. Ты понимаешь, туда ли ты идешь, тем ли делом ты занимаешься. Участие в конкурсе дает очень многое для понимания собственного места в профессии. Поэтому я предлагаю участвовать в нем всем. Не важно, на каком уровне.